sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796/799

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ «ОТ ЗНАЧКА ГТО К ОЛИМПИЙСКОЙ МЕДАЛИ» В РАМКАХ СПОРТИВНОЙ НЕДЕЛИ В МОУ «СОШ С. ТЕПЛОВКА НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

© 2018

Алексеева Э.Н.,
учитель физической культуры
МОУ «СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области» (Россия)

Аннотация: В данной статье автор рассматривает повышение уровня физической подготовленности обучающихся методом проведения спортивно-оздоровительных соревнований в рамках школьной спортивной недели. Автор предлагает программу спортивно-оздоровительных соревнований «От значка ГТО к Олимпийской медали», созданную на основе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) во внеурочную деятельность обучающихся. В работе описаны процесс и результаты реализации внедрения ВФСК ГТО. Такой взгляд на проблему может быть интересен специалистам в области образования.
Ключевые слова: ВФСК ГТО; уровень физической подготовленности; здоровье; физическая культура; здоровый образ жизни.

Здоровье – это всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ

Одной из проблем в сфере физической культуры и спорта на сегодняшний день остается проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Охрана здоровья, восстановление ценности здорового образа жизни – сегодня одна из основных задач образования [1].
Необходимо, чтобы каждый ученик осознавал, что только систематические занятия физической культурой [2] помогут ему сохранить и укрепить свое здоровье [3]. А воспитание морально-волевых качеств и повышение интереса к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями помогут в осознании ценности здорового образа жизни.
Врачи и педагоги регулярно приводят неутешительную статистику, отражающую состояние здоровья детей и подростков, выпускников школ. Именно с этим связан поиск стратегии и механизмов развития физической культуры, способных привлечь большую часть населения к ведению здорового образа жизни и, как следствие, повышению уровня здоровья нации.
Подписание 24 марта 2014 года Президентом РФ В.В. Путиным Указа № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [4] определило вектор развития системы физической культуры в стране.
В положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения [4].
Одна из главных задач внедрения ВФСК ГТО заключается в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы к участию в сдаче норм ВФСК ГТО, а также положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО путём занятий в различных спортивных секциях и кружках.
Важное место в плане внедрения ВФСК ГТО отводится процессу интеграции комплекса в систему образования. При осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» были закреплены дополнительные требования к планируемым предметным результатам по физической культуре, связанные с подготовкой к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Целесообразно в качестве методов контроля применять тестовые испытания, соответствующие возрасту учащихся ступеней комплекса «ГТО». При изучении разделов «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Гимнастика с элементами акробатики», «Плавание» использовать тестовые испытания соответствующей ступени Комплекса ГТО.
Путём повышения самостоятельности и познавательной активности стараюсь формировать у учащихся интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, стремление к систематической заботе о своём теле и здоровье. Приоритет отдаю самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, то есть они должны быть значимы для него.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС и ВФСК ГТО осуществляется в формах, отличных от урочной формы и направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования. В сфере физической культуры целесообразно говорить о специфической деятельности, связанной с укреплением здоровья, развитием физического потенциала и достижением физического совершенства.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
В нашей школе разработана программа «Здоровье», программа организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе. Программа взаимодействия семьи со школой основывается на принципах построения личностно-ориентированного подхода. В проведении спортивных мероприятий объединяем интересы взрослых и детей. Работа с родителями нацелена на формирование потребности в двигательной активности и стимулирование развивающего взаимодействия с детьми. Привлечение родителей и учащихся в судействе и участии в соревнованиях осуществляет эту задачу.
Для повышения уровня физической подготовленности [5], развития массового физкультурно-спортивного движения и внедрения ВФСК ГТО в школьную программу на протяжении 4 лет в рамках спортивной недели проводятся спортивно-оздоровительные соревнования «От значка ГТО к Олимпийской медали» под девизом «Готовы к сдаче ГТО». Разработано положение о проведении соревнований. Целями проведения школьной спортивной недели стали: пропаганда по внедрению и дальнейшей реализации ВФСК ГТО; укрепление здоровья, привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда ЗОЖ, повышение уровня физической подготовленности, формирование позитивных жизненных установок, гражданского и патриотического воспитания обучающихся.
В программу соревнований включена атрибутика: школьный олимпийский флаг, клятва судей и участников соревнований, спортивный гимн школы. Одной из основных задач в организации проведения игр является привлечение родителей. Они активно участвуют в судействе на различных этапах. В соревнованиях принимают участие все учащиеся школы. Дети, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, принимают участие в качестве судейской коллегии. Все этапы соревнований осуществляют контроль за развитием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Во время проведения игр происходит объединение интересов взрослых и детей, классные руководители и родители активно наблюдают, помогают советами.
Программа соревнований разработана так, что во все дни недели проходят спортивные состязания, включенные в программу ВФСК ГТО. Сдача тестов ВФСК ГТО по ступеням позволяет учитывать возраст, что повышает интерес каждого учащегося.
В первый день соревнований проходит парад открытия, где принимают участие все учащиеся школы. Парад открывает директор школы, а после поздравлений учащиеся и судьи произносят клятву. Победители соревнований прошлого года поднимают школьный Олимпийский флаг. Стало традицией в день открытия школьной спортивной недели, в рамках Всероссийского проекта «России важен каждый ребенок», проводимого партией «Единая Россия», проводить акции с художественно-эстетической направленностью. После парада проводятся соревнования по перетягиванию каната, где принимают участие классные руководители и родители, объединяясь в сборную команду класса.
В программу включается художественный конкурс плакатов на тему «Горжусь тобой, Отечество». При подведении итогов учитывается массовость и спортивная форма. В последний день проводится парад закрытия, где проходит награждение победителей. Победители соревнований в личном многоборье получают почетное право опустить школьный Олимпийский флаг.
Проведение таких мероприятий способствуют самостоятельности учеников, взаимодействию учителей, детей и родителей, пропаганде ЗОЖ, формированию позитивных жизненных установок подрастающего поколения, созданию условий для объективной самооценки учащихся своей физической подготовленности, а главное, – формированию регулярной потребности в двигательной активности школьников. Такая специфика соревнований определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно, в проведении таких мероприятий основной акцент делается на устойчивое формирование потребности в двигательной активности, что способствует повышению уровня физической подготовленности обучающихся.
Обучающиеся научились взаимодействовать друг с другом не только во время состязаний, но и вне их, организовывать спортивную деятельность и самостоятельно реализовывать свои физические способности в жизни. Участвуя в соревнованиях, расширили круг друзей, приобрели опыт общения с учащимися всей школы, поняли, что отношения в процессе состязаний и вне их могут существенно различаться.  
Желание лучше проявить себя в соревнованиях мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу.
Осознание необходимости в двигательной деятельности определяет потребность школьников в освоении умений, навыков и действий, что как следствие ведет к повышению уровня физической подготовленности.
Выработалась психологическая устойчивость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес.
Проведение соревнований способствуют самостоятельной активности учащихся, укреплению здоровья, привлечению их к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня физической подготовленности. Они развивают личность ребенка, становление, закрепление и стимулирование физкультурно-спортивных потребностей, воспитание интереса к двигательной деятельности в целях укрепления здоровья.  Наблюдается повышение посещения тренировочного процесса на 6%, а результативность в соревнованиях на 15%. За последние годы у обучающихся укрепилась потребность в двигательной активности на протяжении всего периода обучения и повысился уровень физической подготовленности.
Школьная спортивная неделя всегда проходит активно, с большой массовостью, заинтересованностью обучающихся в участии в соревнованиях. Эти соревнования помогают воспитывать самостоятельность и умение организовывать физкультурную деятельность, чувство коллективизма, товарищества, взаимопонимания между участниками команды. Помимо этого, осуществляется тесная взаимосвязь классного руководителя с обучающимися и родителями. Стоит отметить, что эти соревнования вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение и стремление к улучшению своих спортивных результатов. Проведение таких соревнований способствуют повышению уровня физической подготовленности, укреплению здоровья, привлечению их к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Важно каждого школьника направить на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой. Ситуация успеха – это результат совместной деятельности учителя и воспитанника, при которой результат деятельности ученика сопоставим с ожиданиями.
Как показывает опыт, комплекс ВФСК ГТО является одним из средств повышения уровня физической подготовленности обучающихся, благодаря которому учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» – это не просто набор норм и требований к физической подготовке, а часть продуманной системы, нацеленной на формирование личности готовой к выполнению гражданского долга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Учебное пособие. М. : Просвещение, 2017. 128 с.
2. Виноградов П.А., Царик А.В. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Путь к здоровью и физическому совершенству. М. : Спорт, 2016. 234 с.
3. Ключевые направления модернизации здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.spruce.ru
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г., № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Администратор образования. 2014. № 14. С. 226.
5. Сохарев В., Ерошов В. От значка ГТО к олимпийским высотам // Кузбасс спортивный. 2015. Май-Июнь. С. 38–39.

INCREASE OF LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS WITH METHOD OF HOLDING THE SPORTS COMPETITIONS «FROM THE GTO BADGE TO THE OLYMPIC MEDAL» ANNUAL SPORTS WEEK IN THE MOU «SOSH S. TEPLIVKA NOVOBURASSKOGO DISTRICT OF SARATOV REGION».

© 2018

Alekseeva E.N.,
the teacher of physical culture
MOU «SOSH s. Teplivka Novoburasskogo district of Saratov region» (Russia)

Abstract: In this article the author considers the increase in the level of physical fitness of students by the method of sports competitions, within the school sports week. The author offers a program of sports competitions «from the TRP icon to the Olympic medal», created on the basis of the introduction of the all-Russian sports complex «Ready for work and defense» (VFSK TRP) in extracurricular activities of students. The paper describes the process and results of implementation of ASC RLD. This view of the problem may be of interest to specialists in the field of education.
Keywords: VFS TRP; level of physical fitness; health; physical culture; healthy lifestyle.