sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796.2

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

© 2018

Башкирова Н.Ю.,
учитель физической культуры
Черноволенко Т.Н.,
учитель физической культуры
МБУ «Лицей 19» г. Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы истории возникновения популярных подвижных игр и состязаний, а также варианты их использования в школьной практике на уроках физической культуры и во время массовых физкультурных мероприятий.
Ключевые слова: физическое развитие; национальные спортивные тради-ции; подвижные игры;

Сегодня очень много говорится о возрождении культурных и духовных основ самосознания многочисленных народов, населяющих Россию. Но оче-видно, что духовное и нравственное здоровье самым тесным образом связано со здоровьем физическим, основу которого надо закладывать с раннего детства. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации, находит свое отражение в многочисленных массовых народных видах спорта, состязаний и игр [1].
Народные игры пришли к нам издревле. В старину жизнь не была богата развлечениями. Люди много работали, чтобы прокормить себя и свою семью. Зато в праздники стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда. Все, от мала до велика принимали участие в торжествах. Играли, состязались, участвовали в забавах или были просто зрителями кулачных боев, плясок, танцев и других массовых зрелищ.
Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физическо-го воспитания, рассматривал народные виды спорта и игры как одно из луч-ших средств физического развития и воспитания. Считал необходимостью включать народные игры в обязательную программу по физической культуре для всех образовательных учреждений.
Наиболее популярной и интересной национальной забавой, дошедшей до наших дней, является «Русская лапта». «Русская лапта» – одна из самых древних национальных игр славян. Упоминания о ней встречаются в памятниках древней письменности, а при раскопках древнего Новгорода было обнаружено немало мячей и сама лапта – палка-бита, давшая название игре. Не раз находили предметы для игр в лапту норвежские археологи. Судя по всему, грозные викинги переняли эту игру у славян. Ни один праздник на Руси не обходился без игры в лапту, наряду с кулачными боями.
Игры, похожие на лапту, есть и у других народов мира: крикет – в Анг-лии, бейсбол – в США, песо-поло – в Финляндии, шлагбал – в Германии.  
Игра является прекрасным средством для развития физических качеств, необходимых человеку. Она имеет неограниченные возможности разностороннего воздействия на молодое поколение.
Содержание игры: игроки делятся на две команды, одна из которых находится в поле, другая в «доме». Игрок подающей команды ударом биты посылает мяч как можно дальше в поле и пытается сделать пробежку до линии «кона», находящегося на противоположной стороне площадки и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. Игрок, выполнивший удачную пробежку, получает командные очки. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Лапта доступна всем. В нее могут играть как взрослые, так и дети. Инвентарь для игры очень прост – бита, то есть лапта (от слова лопасть) и небольшой мячик, можно теннисный. Желательно иметь несколько запасных мячей яркого цвета – будет легче найти в траве, если игра проходит на открытой площадке. В качестве биты используют круглую палку с ручкой, длинной от 50 до 100-120 см. Начинающие, чтобы легче было освоить подачу, играют плоской дощечкой.
Площадкой для игры в лапту может быть футбольное поле или поляна в лесу, то есть любое открытое ровное пространство, а также спортивный зал, если игра проходит в ненастную погоду. Для спортивной игры площадка должна быть 60х35 м., для игры классом, группой или семьей, площадка мо-жет быть намного меньше, в зависимости от количества, возраста и физической подготовленности играющих, а также от выбранной разновидности игры.
Разметка площадки также зависит от выбранного варианта игры. Грани-цы площадки обозначаются яркими знаками, которые хорошо видны издалека. Для спортивной игры существует постоянная разметка. В остальных случаях разметка может меняться даже в ходе игры, если она не устраивает играющих. Однако подобные вопросы решаются с общего согласия.
Лапта – универсальная и демократичная игра, подходит для любого контингента играющих. Существует большое множество вариантов игры. Любая играющая группа по своему усмотрению может менять правила, и технические элементы. Исключение составляет только спортивная игра, являющаяся видом спорта. Большое многообразие вариантов «Русской лапты» описывает в своей книге «Играйте в лапту» В.М. Григорьев. Вот некоторые из них:
«Вольная лапта» – это не командная игра, каждый играет единолично. Участников может быть от 2 до 12 человек любого возраста, начиная с младшего школьного. Конечно, дети уступают в физической подготовке и ловкости взрослым, особенно заметно, когда играют семьями. В этом случае для малышей делают специальную разметку, добавляя промежуточный «кон», что позволяет им более успешно выполнять свои роли в игре. «Воль-ная лапта» – это полная свобода выбора действий, которая достигается коллективным решением. Принятые совместные договоренности неукоснительно принимаются и выполняются всеми участниками игры.
«Большая лапта» считается еще более увлекательной и интересной игрой. Ее часто называют «Русской лаптой» за характерные признаки, свойственные русскому народу. От «Вольной лапты» «Большая лапта» отличается, прежде всего, тем, что это командная игра, где от сплоченности, взаимовыручки и поддержки друг друга зависит итог игры.  Играть в «Большую лапту» могут от 6 до 30 человек. Конечно, эта игра предназначена для подростков и молодежи. Однако во время отдыха где-нибудь на лесной поляне или берегу реки можно играть и всей дружной семьей, где всегда найдутся подходящие роли и детям 5-6 лет и более старшему поколению. Каждый найдет свое место в игре, если капитан команды сумеет рационально и умело распределить обязанности каждого игрока в соответствии с его возрастными данными и подготовкой. Поэтому успех игры во многом зависит от удачного выбора капитанов, с давних времен называемых «матками». В капитаны выбирают хороших организаторов, способных умело руководить командой. В «Большой лапте» нет точного подсчета очков и не выявляется победитель. Побеждает то одна команда, то другая. Играя в лапту, человек надолго хранит в своей памяти интересные моменты, курьезные случаи, происходящие с ним во время игры.
«Город за городом» – разновидность лапты. Для этой игры требуется специальная разметка площадки (15х30м.), где три угла (1х1) – это «малые города», а четвертый (4х4) – большой город. Состав команды – от 6 до 30 человек, не моложе 9-10 лет, потому что эта игра требует от игроков хорошей физической формы, организованности и самоконтроля. Игра «Город за городом» очень похожа на американский бейсбол. Аналогично совершаются пробежки по пунктам, именуемых базами, отсюда и название – «бейсбол».
«Свечи». Это игра индивидуальная, в ней нет команд, отсутствуют и «пробежки по полю, а всего лишь выполняются подачи – свечи. В нее играют при недостаточном количестве участников или когда нет потребности в активных действиях. Можно использовать эту игру в качестве тренировки подач перед «Большой лаптой».
«Спортивная лапта» – это уже вид спорта. В 1958 году спортивным обществом «Урожай» был организован первый чемпионат РСФСР по лапте. На основе правил игры «Большая лапта» специально разработаны правила соревнований, главное отличие которых состоит в том, что в «Спортивной лапте» ведется командный подсчет очков.
На первый взгляд технические приемы этой игры совсем не сложные, большинство совпадают с приемами многих других игр: бег, увертывание от мяча, метание мяча в цель, ловля и передача мяча между игроками т. д. Осо-бенность состоит в малых размерах мяча. В связи с этим для подготовки к игре нужно специально упражняться в ловле и метании малого мяча.
Самым же трудным приемом в лапте является подача мяча в поле ударом биты. На первый взгляд это сделать несложно, однако после первой же попытки понимаешь, что требуется хорошая техническая и физическая подготовка, чтобы стать настоящим мастером – метальщиком.
В лапте необходима хорошая тренированность кистей рук и пальцев, чтобы умело управляться с малым мячом. Укрепить их помогут упражнения и игры с таким мячом. К надежным средствам тренировки относятся народные игры: «Поднебески» - играющий подбрасываю мяч вверх, и ловят отскочивший мяч от земли; «Свечки» – играющий подбрасывает мяч на небольшую высоту и ловит его, затем высота подброса увеличивается. При подбросе на максимальную высоту не поймавший мяч уступает очередь другому игроку; «Лапта без биты – Один игрок подбрасывает мяч над головой. В это время все остальные игроки, стоящие по кругу, по сигналу меняются местами. Водящий ловит мяч и бросает его, стараясь попасть в любого из «перебегающих». «Осаленный» игрок сменяет водящего.
Другой популярной в народе забавой на Руси с исторических времен, несомненно, является игра «Городки». Она, так же как и лапта, упоминается в документах древности, сказках, легендах. Игра зародилась как развлечение простого народа и получила повсеместное признание и любовь. Игра очень проста, а изготовление простейшего инвентаря (палка-бита и 5 деревянных цилиндрических столбиков) для русского мужика не составляет большого труда. Была бы ровная площадка, да хорошая и дружная компания.
Суть игры заключается в выбивании бросками бит из «города» поочередно определенное число фигур, сложенных из 5 цилиндрических  столбиков. Побеждает тот, кто использовал на выбивание 15 фигур меньшее число попыток по итогам двух туров. В случае ничьи играется еще один решающий тур.
Изначально в каждой местности были свои, специфичные для данного региона, правила. Лишь в 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования и городки сформировались как вид спорта, были приняты единые правила по всей стране. А 1928 году игра в городки была включена в программу первой Всесоюзной Олимпиады.
В городки можно играть один на один или команда на команду. Техника игры в городки сравнительно не сложная. Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (примерно около 6 м). Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т. д.  Городки отличаются исключительной доступностью и всесторонностью влияния. Многократно бросая довольно тяжелую (до 2,5 кг) биту на расстояние до 15 м, подбирая и устанавливая городки, играющие выполняют разнообразные движения, получая довольно большую физическую нагрузку [2].
Интересна история кулачных боев на Руси. Можно задать вопрос: «Какое отношение кулачные бои имеют к физической культуре?» Самое прямое. Кулачный бой является родоначальником спортивной борьбы самбо. Самбо – аббревиатура словосочетания «самооборона без оружия». Эта борьба включает лучшие практики национальных единоборств народов мира, в том числе славянских кулачных боев и является техникой защиты, а не нападения.
Все виды национальных единоборств ведут свою историю от местных вариантов рукопашного боя. Но ни один из них не может похвастать такой исторической глубиной, как русский кулачный бой [3, с. 12].
Кулачные бои организовывались по праздникам, с Рождества до Трои-цы, а разгул боев начинался во время Масленницы.
Национальные спортивные традиции пришли к нам с древних времен. Они складывались и совершенствовались одновременно с историческими событиями, хозяйственной культурной и политической деятельностью народа. Они помогают молодежи развиваться физически и духовно, быть сильными и выносливыми, умными и целеустремленными, находить гармонию в единстве с природой и культурой других народов. Кроме того, взаимосвязь различных культур, общение между народами оказывают большое влияние и на характер самих национальных видов спорта, игр и развлечений, способствуют духовному развитию и единению людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сапунов Ю. Спортивная лапта [Электронный ресурс] URL: www.lapta.ru
2. Славянская слобода - Игры, обычаи и праздники славян [Электронный ресурс] URL:://slavyans.narod.ru/index.html
3. Тюняев А. А. Русский кулачный бой // Журнал Общероссийской федерации рукопашного боя «Рукопашный бой». № 9. 2008.

RUSSIAN FOLK GAMES AND COMPETITIONS IN PHYSICAL EDU-CATION STUDENTS.

© 2018

Bashkirova N.Yu.,
teacher of physical culture
Chernovolenko T.N.,
teacher of physical culture
mbou "Lyceum 19", Togliatti (Russia)

Abstract: The article deals with the history of popular outdoor games and competitions, as well as options for their use in school practice in physical education lessons and during mass sports events.
Keywords: physical development; national sports traditions; outdoor games.