sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 159.942.5

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

© 2018

Бредихина Л.В.,
учитель физической культуры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК » городского округа Отрадный Самарской области (Россия)

Аннотация: Статья посвящена организации сотрудничества родителей и школы в деле обучения, воспитания и социализации обучающихся на основе единой педагогической позиции. Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка, а также ценностного отношения к здоровью. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: здоровье; обучающиеся; родители; семья; школа; сотрудничество.

Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны повысить результативность обучения ребенка в школе. Однако время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но не достаточная. Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса. Познакомимся с данными последних социологических исследований [1]. Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей. В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы работы с родителями. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности. Базовые национальные ценности – здоровье, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество лежат в основе целостного пространства развития и воспитания школьников, в том числе и физического, то есть уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Ведущая, определяющая роль принадлежит школе. В последнее время интерес к физическому воспитанию резко возрос. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [2] отмечено, что необходимо внедрять в школе инновационные оздоровительные технологии и программы общефизического воспитания в целях представления детям возможности осуществлять выбор в вопросах здорового образа жизни». В «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» прозвучал вывод о том, что сохранение, укрепление физического, психического здоровья детей – дело семьи и педагогов». В «портрете выпускника начальной школы», заявленном во ФГОС НОО, указывается на необходимость воспитания выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающего образа жизни. С каждым днем растет необходимость физического воспитания и обучения обучающихся.
Успешный человек – это, в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без чистого воздуха, экологически безопасных продуктов питания, систематических занятий физической культурой и спортом. В соответствии с требованиями ФГОС система физического воспитания предлагает сравнительно новые формы проведения учебных, внеурочных занятий. Выявленные противоречия определяют актуальность проблемы определения педагогических возможностей в осуществлении физического воспитания обучающихся с использованием социальных партнёров (главными из которых являются родители).
Постановка проблемы. Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, когда меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. На первое место в нашем обществе вышла идеология потребления, когда культ денег и уровней культуры расходятся.
Инструментом решения задач государственно-образовательной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания выступает Федеральный государственный образовательный стандарт, методологическую основу которого представляет «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В нем особо подчеркивается важность воспитательных акцентов: создание условий для развития духовно-нравственной, здоровой, творческой, активно и заинтересованно познающей мир личности, социально активной, уважающей закон и правопорядок, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, осознающей свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Анализ проблем воспитания в обществе в целом и в школе, в которой я являюсь руководителем Совета физической культуры, явился причиной разработки воспитательного проекта «Организация деятельности Совета физической культуры (СФК) как средства социализации обучающихся ».
Целью проекта является содействие школе и семье в укреплении здоровья и всестороннего физического развития обучающихся, их подготовки к труду и защите Родины через деятельность Совета физической культуры (СФК) [3] с обучающимися, родителями, педагогическим коллективом, социальными партнёрами.
Ожидаемые результаты изменения качества воспитательного процесса:
Проект предусматривает приобщение обучающихся к физической культуре и спорту своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям благодаря сотрудничеству с социальными партнёрами (родителями в первую очередь) в контексте формирования гражданской идентичности и обеспечивает: 1) возрождение традиций здорового образа жизни в семейном воспитании; 2) осознание принятия основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: социальные роли в коллективе: лидер – ведомый, партнёр, инициатор, референтный, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель.
Принципы проекта:
– принцип единства образовательной и воспитательной среды;
– принцип проблемности должен будить любознательность ученика;
– принцип социальной активности, который позволяет  принять решение;
– принцип взаимодействия личности и коллектива.
Участники проекта: обучающиеся ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный 1–11 классов, родители (законные представители) обучающихся 1–11 классов, педагоги, социальные партнеры.
Вся работа по реализации проекта строится по принципу взаимодействия с родителями. Современные родители испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, поэтому в работе применяются такие формы совместной деятельности, как семинары-тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов и др. Родители являются активными инициаторами и участниками всех мероприятий в рамках проекта. Все начинается с дома, с семьи, и хорошо, если образ жизни семьи и школы совпадает. Поэтому совместно с родителями мы формируем у детей чувство гордости, ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством, здоровьем. Уверена, что именно совместная деятельность взрослых и детей содействует установлению доброжелательных отношений с семьей, поэтому в рамках проекта  организуются совместные мероприятия. Изучение и пропаганда здорового образа жизни проходит через совместные мероприятия детей и родителей [4]. Организуются походы, экскурсии, викторины, совместные выезды на соревнования. А проведение благотворительных акций и реализация социально значимых проектов совместно с родителями позволяют обогатить обучающихся общечеловеческими ценностями, социальными нормами поведения. Полагаю, что система нашей работы в проекте совместно с родителями, направленная на социализацию обучающихся, эффективна. Она позволяет сформировать здоровьесберегающие знания школьника, создает условия для его самопознания и самовоспитания через коллективную деятельность.
Модель взаимодействия с семьями обучающихся
Образовательное пространство школы – эта та сфера, где идёт формирование личностных качеств и творческих способностей обучающихся. Школьные годы ребёнка должны быть привлекательными для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей, включая потребность в ЗОЖ. Практическая задача, стоящая перед участниками педагогического проекта, – организация сотрудничества семьи и школы в формировании базовых национальных ценностей подрастающего поколения [5] и ЗОЖ; оказание психолого-педагогической поддержки семьям, выработка системы рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через подбор научно-популярной литературы для родителей, групповые консультации, рекомендации по организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся, дни открытых уроков по физической культуре, олимпиады по физической культуре, выпуск спортивных газет, дни здоровья, спортивные праздники, походы, экскурсионные поездки, совместные проекты и их презентации.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
– участие в коллективно-творческих делах;
– совместные проекты;
– привлечение родителей к подготовке и проведению спортивных праздников, соревнований, олимпиад;
– организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
– организация экскурсий, походов, совместных выездов на соревнования;
– участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе.
Просветительская работа с родителями (законными представителями):
– лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, профилактике вредных привычек;
– содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
– организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, походов, дней здоровья и т. п.
Взаимодействие с родителями.
Направление № 1: Здоровьесберегающее.
Цель: Формирование  здорового образа жизни [6].
Название коллективных дел:
1. День здоровья. (Игровая программа на свежем воздухе).  
2. Семейный праздник «Здоровому всё здорово!»
3. Участие в семейном конкурсе «Я, дорога, правила, семья».
4.«Витамины» (Беседа слайдовая презентация).
5. Проведение «Весёлых стартов» для детей реабилитационного центра «Радуга».
6. Экскурсия в ледовый дворец «Роснефть-арена.
Направление № 2: Экологическое.
Цель: Формирование культуры поведения и социальной ответственности детей за природу.
Название коллективных дел:
1. Изготовление кормушек.
2.Участие в проведении традиционного осеннего месячника по благоустройству г. Отрадного.
3.Высаживание елочек на аллее «Первоклассников
4. Участие в проекте по восстановлению дворовой хоккейной площадки.
5. Участие в добровольческой акции «Отрадный – чистый город!»
Направление № 3: Пропаганда здорового образа жизни.
Цель: Определить основные аспекты здорового образа жизни.
Название коллективных дел:
1. «Алкоголь и дети» (беседа).
2.«Новое поколение выбирает здоровье» (акция).
3. «Мой выбор – здоровый образ жизни».
4. Концерт «Навстречу весне» в ЦСО.
5. Посещение реабилитационного центра «Огонек».
Ожидаемые результаты изменения качества воспитательного процесса.
Проект предусматривает приобщение обучающихся к физической культуре и спорту, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям благодаря сотрудничеству с социальными партнёрами (во-первых, с родителями) в контексте формирования гражданской идентичности и обеспечивает возрождение традиций здорового образа жизни в семейном воспитании.
Таким образом, семья и школа, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Взаимодействие школы с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребёнка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Именно такое взаимодействие является важнейшим условием эффективной работы с детьми по формированию здорового образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [Электронный ресурс] URL: http//:nsportal/ru/shkola/administrirovanie-shkole
2. Cтратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http//:www.sportspravka.com/main.mhtml?Part=365@PubID=4981
3. [Электронный ресурс] URL: http//:sportklub6ru/soveta-fizicheskoy-kultury-sfk
4. Плетенева О.В., Ионова Л.Ф. интеграция учреждений дополнительного и общего образования детей. Нижний Новгород, 2012. 60 с.
5. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи : учебное пособие. Саратов. 2007. 172 с.
6. Шевырёв К. Тренер по месту жительства [Электронный ресурс] URL: http//:bmsi.ru/dok/ef05ea8ac-428c-9255-ed892d3a93c7

FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO HEALTH AS THE BASIS OF EDUCATION IN THE FAMILY

© 2018

Bredikhina L.V.,
physical education teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 10 «educational center FACE» of the city district Otradny of the Samara region (Russia)

Abstract: The article is devoted to the organization of cooperation between parents and schools in the training, education and socialization of students on the basis of a single pedagogical position. Today, the understanding of the role of the family in the formation, maintenance and development of cognitive interests of the child, as well as the value attitude to health is becoming clearer. Therefore, work with the family becomes an important component of the educational process.
Keywords: health; students; parents; family; school; cooperation.