sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 7967012.68

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

© 2018

Иванова И.А.,
учитель физической культуры
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя образовательная школа №3 г. Кинеля г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Аннотация: В настоящей работе обсуждаются вопросы гендерного воспитания на уроках физической культуры в школе. На практическом опыте представляемого образовательного учреждения рассмотрены наиболее продуктивные формы и методы работы, показаны возможности их комплексного использования.
Ключевые слова: гендерный подход; физическая культура; психическая основа интереса; мотивация на уроке.

Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня [1; 2]. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь школы поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Предмет исследования: гендерные особенности обучения и воспитания.
Цель эксперимента – создание новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть особенности физического развития детей разного возраста;
– выявить особенности раздельного обучения;
– охарактеризовать особенности гендерного обучения на физической культуре.
Основной формой преподавания физической культуры осталась учебное занятие. Инновационными стали приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития, социализации и формирования личности.
Наряду с традиционными видами физкультурных занятий, рекомендуется проводить и полоролевые.
В течение последних трех лет на уроках физической культуры мы проводим раздельное обучение мальчиков и девочек. И можем с уверенностью сказать, что плюсов у данной системы обучения гораздо больше, чем минусов. Разделы школьной программы включают в себя: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка, кроссовая подготовка, гимнастика, подвижные игры.
Учебный процесс организован с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. В школе есть большой спортивный зал, открытая спортивная площадка. На занятиях занимаются классы одной параллели. Все девочки занимаются с преподавателем-женщиной, а все мальчики – с преподавателем-мужчиной. Такая организация урока дает следующие преимущества:
– учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола;
– присутствует соревновательный момент, так как на каждом уроке занимаются ученики из двух разных классов.
– конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например по гимнастике).
– дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек.
– отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как во время выполнения последних отсутствуют представители противоположного пола.
Обычно ученики предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать юношам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, что проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают играть либо в подвижные игры, в волейбол или стритбол.
Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики предпочтут по нему бегать, соскакивать с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.
Двигательную активность мальчиков отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования.
Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми; с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.
Эти различия необходимо учитывать при организации урока физкультуры. Структура таких уроков обычна, а вот содержание имеет отличия.  Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.
Часть урока проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия учащиеся выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на группу мальчиков и группу девочек, и каждая группа выполняет свое задание).
На уроках девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
Урок физкультуры занимает одно из ведущих мест, так как имеет большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Подобный подход учитывается в подборе общеразвивающих упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, используя разные предметы, по выбору учеников (для мальчиков – гантели, мячи, кегли; для девочек – скакалки, ленты, обручи).
Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуются мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине – для девочек – выполняются хватом сверху из положения виса лежа.
На протяжении всего урока ученики выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях – исходное положение; в метании – расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка).
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому важно создание благоприятной доброжелательной обстановки во время занятий, поощрение стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. Необходимо учитывать эту разделительную тенденцию, интересы мальчиков и девочек при проведении подвижных игр. Гендерный подход к организации спортивных мероприятий может заключаться, например, в постановке показательных выступлений, на которых юноши демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девушки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Проведение занятий с учётом гендерной социализации ведет к повышению интереса детей к уроку физкультуры, а также повышению уровня физической подготовленности учащихся. Задача школы – найти рациональные формы организации жизни детей, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Это ориентирует на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физической культурой должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у юношей и женственности у девушек. Учет полоролевых особенностей учащихся позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Можно допустить, что присутствие девочек является определенным стимулом для мальчиков на уроках физической культуры при выполнении упражнений, но это влияние сходит на «нет» вследствие привыкания. При раздельном обучении привыкания не происходит, но чтобы сохранить положительную составляющую, периодически проводятся совместные зачетные или соревновательные уроки, где присутствие представителей противоположного пола является более значимым и весомым, чем на обычных уроках, а внимание всего класса является стимулом успешной двигательной деятельности.
Анкетирование родителей убедило наш коллектив в необходимости углубленного подхода к проблеме гендерного воспитания. Взрослым задавался вопрос: «Какими бы вы хотели видеть в будущем мальчиков и девочек?» Суть высказанных пожеланий свелась к следующим характеристикам. Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: сильными, ответственными, смелыми, решительными, выносливыми. Дочерей хотят видеть: женственными, красивыми, изящными, здоровыми физически. Гендерная тематика – новая для школы и для родителей. Опыт такой работы показал положительные результаты: личных рекордов у детей стало больше, а освобожденных от уроков физической культуры меньше. Очевидные различия в уровне развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) мальчиков и девочек подтверждаются многочисленными исследованиями, дают неоспоримое право на организацию раздельного обучения.
Анализ экспериментальной работы позволил выделить особенности проявления мыслительного и моторного творчества у девочек и мальчиков. Так, девочки проявляют более высокий уровень творчества в импровизации разнообразной двигательной деятельности под музыкальное сопровождение, а мальчики – в двигательной деятельности игрового характера.
Найден уровень мотивации на учебную деятельность у мальчиков и девочек.
Девочки в большей степени способны увлекаться самим процессом деятельности, у мальчиков он чаще вызывает интерес в том случае, если имеет выраженную конкретную направленность. Девочки обычно пытаются усвоить по возможности все, что им преподают, мальчики – с самого начала действуют избирательно. Девочки чаще заинтересовываются той деятельностью, которая несет им принципиальную новизну, мальчики же охотнее занимаются тем, что как-то схоже с уже сложившейся сферой их интересов. Развитие творческих способностей школьников в процессе учебных занятий в общеобразовательной школе приводит к существенным изменениям показателей творческой активности детей: повышает интерес к занятиям физической культурой, развивает инициативность и самостоятельность, обеспечивает более высокий уровень реализации познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. Кроме того, направленность урока на развитие творческого потенциала в двигательной сфере способствует развитию личностных качеств школьников: ответственность, самоорганизованность, инициативность, познавательная и моторная активность, самоконтроль, выдержка, настойчивость в достижении цели и обеспечивает формирование двигательного творческого опыта. Результаты свидетельствуют, что важную роль играет интерес. А основой интереса является внутренняя мотивация детей, позволяющая не только определить отношение человека к данному виду деятельности, но и имеющая важное значение для организации и управления учебным процессом на уроке. При определенной системе гендерного воспитания личности учащихся, особенно в средней школе, можно выработать как раз те самые необходимые физические и психологические навыки, которые не просто пригодятся в жизни, но и помогут с самореализацией в ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук. Краснодар : Просвещение-Юг, 2011. 386 с.
2. Гендерный подход в воспитании личности / авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн. : Красико-Принт, 2011. 128 с.

THE ORGANIZATION OF LESSONS OF PHYSICAL CULTURE GENDER DIFFERENCES

© 2018

Ivanova I.A.,
physical education teacher
state budgetary educational institution Samara region secondary school №3 city Kinel GORODSKOGO OKRUGA Kinel, Samara region (Russia)

Abstract: This paper discusses the issues of gender education in physical education lessons at school. On practical experience of the presented educational institution, the most productive forms and methods of work are considered, the possibilities of their complex use are shown.
Keywords: gender mainstreaming; physical education; psychological basis of interest and motivation in the classroom.