sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ОТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДО СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

© 2018

Кодакова М.Н.,
кандидат медицинских наук, доцент
кафедра теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта Самарского государственного социально-педагогического университета, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается здоровьесберегающая технология с различиями по характеру действия. А также поднимаются вопросы организации и проведения занятий по физической культуре с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе (СМГ) и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ключевые слова: здоровьесберегающая технология; методические рекомендации; специальная медицинская группа; уроки физической культуры; перечень отклонений в состоянии здоровья; нормативно-правовое обеспечение.

По инициативе Президента России ближайшее десятилетие объявлено «Десятилетием детства». Глава Минобрнауки Ольга Васильева в план этой новой социальной программы включает такой приоритетный вопрос, как образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в Российской Федерации 5% детей относятся к категории лиц с ОВЗ и нуждаются в специальном образовании.
Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Ведущей является здоровьесберегающая технология. Выделяют несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся.
По характеру действия различают следующие технологии:
– стимулирующие (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния –температурное закаливание, физические нагрузки);
– защитно-профилактические (заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм);
– компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков);
– информационно-обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье).
По  данным многочисленных исследований, аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1–3 года и больше. Основным средством в комплексной реабилитации таких детей является адаптивная физическая культура и адаптивный спорт.    Название «адаптивный» подчеркивает предназначение средств для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. При совместном или инклюзивном обучении ребенок с особенностями развития должен  получить богатый социальный опыт, а также реализовать в полной мере свои образовательные потребности, чтобы его обучение не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, остается много вопросов организационного, научно-методического характера, особенно при проведении занятий физической культурой, в данном случае адаптивной.
Коррекционно-развивающее  направление адаптивного спорта имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:
1) коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;
2) коррекция и развитие координационных способностей;
3) коррекция и развитие физического развития;
4) коррекция и профилактика соматических нарушений;
5) профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
6) развитие познавательной деятельности;
7) формирование личности ребенка.
В целях совершенствования физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений, имеющих проблемы в состоянии здоровья, их приобщения к регулярным занятиям физической культурой Министерство образования и науки Российской Федерации направило методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», от 30 мая 2012 г. № МД-583/19. Рекомендации разработаны НИИ гигиены и охраны здоровья детей и ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. В них рекомендовано для занятий физической культурой обучающихся распределять на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная «А» (оздоровительная) и специальная «Б» (реабилитационная) [1].
Комплектование медицинских групп осуществляется на основании:
– заключения о состоянии здоровья;
– оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку);
– уровня физической подготовленности обучающегося.
Заключение о состоянии здоровья дается по результатам профилактических врачебных осмотров и включает диагноз (основного и сопутствующего заболевания), оценку физического и нервно-психического развития.
Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником школы в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой. При неблагоприятной реакции кардио-респираторной системы детского организма на дозированную физическую нагрузку определение уровня физической подготовленности запрещается.
При комплектовании медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой можно руководствоваться перечнем отклонений в состоянии здоровья, представленных в 1 приложении данных методических рекомендаций. Но в предлагаемый перечень не входят нозологические группы заболеваний детей с ОВЗ.
В связи с вышесказанным необходимо дополнить перечень нарушений в физическом и (или) психологическом развитии детей с ОВЗ, которые позволяют четко определять медицинскую группу занятий физической культурой по учебной программе физического воспитания.
Из собственного опыта работы в данном направлении с такой категорией детей, в общении со студентами факультета физической культуры и спорта, учителями физической культуры на областных городских учебно-методических совещаниях выделяются трудности.
Как известно, успешность образовательного процесса зависит от мастерства профессиональной деятельности педагогов. Однако не всякий молодой учитель физической культуры сможет стать успешным педагогом в рамках интегрированного или инклюзивного образования, где нужна специальная подготовка и знание психолого-педагогических и физиологических особенностей учащихся с нарушениями в развитии. Здесь важно овладение коррекционно-развивающими методиками обучения таких детей, необходим отбор оптимальных методов, форм и средств организации и осуществления специального образования учащихся на основе идей интеграции. Педагоги физической культуры общего образования нуждаются в специализированном обучении которое обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, – учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках работы стратегической сессии «Лучшее детям» мною внесено предложение о создании интегрированных курсов повышения квалификации педагогов физической культуры по адаптивной физической культуре, на базе Самарского государственного медицинского университета и Самарского государственного социально-педагогического университета.
Отрадно, что в российских школах появилась реальная возможность ввести новую штатную единицу тьютора и оплачивать эту работу из бюджетных средств, должность официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минзравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ). Тем не менее, нормативное оформление тьюторской работы недостаточно проработано.
Также необходимо создать систему оплаты труда и законодательно закрепить проведение занятий учителями физической культуры в специальной медицинской группе «А» общеобразовательных учреждений.
Возможно, если реализовать вышеперечисленное, то негативное отношение педагогов массовых школ к интеграции и инклюзии изменится и их усилия будут направлены на приобретение собственного педагогического опыта, который позволит им преодолеть свои опасения и тревоги и выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации о методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» от 30 мая 2012 г. № МД-583/19 [Электронный ресурс] URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

MODERN TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION: FROM ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE TO SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS

© 2018

Kondakova M.N.,
candidate of medical Sciences, associate Professor
The Department of Theoretical foundations of physical education of the faculty of Physical culture and sports Samara state socio-pedagogical University, Samara (Russia)

Abstract: The article deals with health-saving technology with differences in the nature of the action. As well as the issues of organization and conduct of physical education classes with children belonging to a special medical group (SMG) and children with disabilities (HIA).
Keywords: health-saving technology; methodical recommendations; special medical group; lessons of physical culture; the list of deviations in a state of health; normative legal support.