sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371

ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Мельникова Л.Ю.,
учитель физической культуры
государственного бюджетного общеобразовательного  учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 10 «Образовательный центр ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области (Россия)

Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт создания в общеобразовательной школе многопрофильных спортивных классов с целью физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации подрастающего поколения. Показаны формы и средства формирования культуры здоровья обучающегося в  многопрофильном спортивном классе общеобразовательной школы на основе духовно-нравственного, физического, трудового и эстетического развития личности.
Ключевые слова: ценность здоровья; современные приоритеты; здоровьесбережение; духовное развитие; самоуправление, семья и школа.

В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы [1].
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» приводятся следующие данные: «В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом» [2, 3].
К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для здорового образа жизни – одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Интенсификация образовательной деятельности, дефицит свободного времени (в течение 11 лет жизни дети проводят 70% своего времени в школе), гиподинамия, слабая мотивация к ведению здорового образа жизни – причины значительного уменьшения двигательной активности обучающихся. Это проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья, развитии астенических состояний, ухудшении зрения, приобретении лишнего веса, нарушении осанки, снижении иммунитета подростка.
Таким образом, возникает противоречие. С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, способным в современных социально-экономических условиях обеспечить свою конкурентоспособность, материальную обеспеченность, профессиональное долголетие и благополучную старость. С другой стороны, сегодня можно констатировать резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни, достаточно невысокий уровень заботы о здоровом образе жизни.
Осознанное воспитание ценностей здорового образа жизни и здоровья становится не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений.
Ведущей педагогической идеей моей системы является создание в общеобразовательной школе многопрофильных спортивных классов с целью физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации подрастающего поколения.
Цель моей деятельности: формирование культуры здоровья обучающегося в многопрофильном спортивном классе общеобразовательной школы на основе духовно-нравственного, физического, трудового и эстетического развития личности.
Основной технологией организации учебного занятия в многопрофильном спортивном классе является здоровьесбережение.
Реализация поставленных мной целей возможна лишь при целенаправленном создании специальной здоровьесберегающей социальной среды.
На мой взгляд, одной из форм здоровьеориентированной среды является многопрофильный спортивный класс общеобразовательной школы. Это крайне важно, так как он обеспечивает жизнестойкость обучающегося, успешную интеграцию его во «взрослую жизнь» и реализацию своего потенциала в будущем.
Здоровьесберегающее занятие – это физиологически обоснованная организация, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной и двигательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности.
На своих занятиях я стараюсь обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности каждого ученика. Считаю необходимым избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Отбираю, рационально использую и чередую формы, методы, приемы и способы обучения учеников, что позволяет учащимся легче переносить физические нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья и физического переутомления в процессе урока.
Активно использую игровые технологии, оригинальные задания, введение в занятия исторических экскурсов и отступлений. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, обеспечивает психологическую разгрузку учащихся, дает возможность узнать сведения развивающего и воспитательного плана.
Основные задачи сохранения здоровья обучающихся в процессе обучения, которые я решаю в многопрофильном спортивном классе: научить детей определять свое состояние и ощущения; сформировать активную жизненную позицию; сформировать представление о своем теле, организме; учить укреплять и сохранять свое здоровье; понимать необходимость и роль двигательной активности; обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; уметь оказывать элементарную первую помощь при травмах; формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Каков же механизм формирования гармонично развитой личности обучающихся многопрофильного спортивного класса?
Формирование специальных педагогических условий, обеспечивающих своевременное и полноценное духовное развитие каждого ребенка, его физическое, психологическое здоровье, – одна из актуальных задач, поставленная перед педагогами в современной системе образования [3; 4; 5].
В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед командой, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы – таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом.
В то же время обучение в многопрофильном спортивном классе не должно ограничиваться только спортивной деятельностью, а должно обеспечивать сочетание основной образовательной деятельности, дополнительного физкультурно-спортивного и оздоровительного образования, внеурочной деятельности по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, социальному, общекультурному направлениям.
В многопрофильном спортивном классе  для разностороннего развития юных спортсменов широко применяю: учебные занятия по физической культуре; внеурочную деятельности; проведение спортивных мероприятий; тренировки по выбранному виду спорта; организацию коллективных творческих дел.
В каждом творческом деле проявляется сущность методики коллективного воспитания – забота о своем коллективе, друг друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно: трудовые (ремонт спортивного инвентаря, изготовление мелкого спортивного инвентаря, благоустройство кабинета, дежурство по школе, уборка спортивной площадки и др.), познавательные (викторина Гигеи, викторина «О, спорт, ты – мир!»), экологические (туристический поход на берег реки Волга с. Ширяево, операция «Поляна» (приведение поляны под палаточный лагерь в эстетичный вид, уборка территории лагеря), спортивные («День здоровья», «Посвящение в спортсмены», спортивный праздник «Всей семьей за здоровьем»), художественные (постановка театрализованного представления «Цирковые фантазии», подготовка танцевального номера для военно-спортивного праздника, посвященного Дню защитника Отечества «Десант»), досуговые (в туристическом походе – «Вечер легенд», «Песочный город», «Пир именинников», «Чемпионат веселого мяча и др.)
Большое внимание уделяю организации взаимодействия с семьями обучающихся многопрофильного спортивного класса.
Практическая задача, стоящая перед педагогом, работающим в спортивном классе, – организация сотрудничества семьи и школы в формировании культуры здорового образа жизни, успешной социализации подрастающего поколения.
Работу с семьями спортивного класса строю по следующим направлениям: лекции, консультации по вопросам роста и развития ребенка, составляющих здорового образа жизни; факторов, влияющих на здоровье детей. Обучение родителей спортсменов практическим навыкам контроля проведения ребенком утренней гимнастики; работы по развитию физических качеств; ведению дневника самонаблюдения; развитию психомоторных способностей; развития личностных качеств; мотивации достижения успеха. Организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, праздников, семейных встреч, конкурсов, викторин.
В классном коллективе мною организована работа органов самоуправления.

Службы «Спортивной страны»

Обязанности

Премьер-министр

Курирует организацию всех секторов самоуправления, помогает учителям – предметникам, работающим в классе.

Министерство образования и науки «Лидер»

Формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах; организация работы по развитию познавательных интересов.

Министерство труда «Адреналин»

Организация дежурства по классу, участие в трудовых акциях; работа по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели).

Министерство здравоохранения и спорта «Крепкие ребята»

Формирование команды для участия в спортивных соревнованиях; подготовка и проведение спортивных мероприятий.

Министерство культуры и досуга «Горячие сердца»

Организация и проведение классных мероприятий; организация класса для участия в праздниках; посещение театров, музеев; проведение экскурсий.

Министерство информации «Молния»

Выпуск газет; оформление классного уголка; оформление конкурсов, викторин.

Министерство охраны и безопасности «Забота»

Инструктаж по технике безопасности среди учащихся

Используя данную модель самоуправления ученического коллектива, я планирую ожидаемый результат – формирование самостоятельной, коммуникативной, творческой, социально-адаптированной личности.
Работа в многопрофильном спортивном классе, несомненно, требует перестройки некоторых моделей организации образовательной деятельности, оптимального выбора программ, разработки инструментария мониторинга, использования современных педагогических технологий и методик. Однако опыт работы в многопрофильном спортивном классе убедительно доказывает, что в детских сообществах, объединённых по интересам, не только совершенствуются определённые навыки, необходимые для осуществления конкретной деятельности, но и происходит гармоничное развитие личности, создаётся коллектив единомышленников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М., 2010. 47 с.
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2009. 30 с.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. 2-е изд. М. : Просвещение, 2013. 215 с.
4. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5–6 классы. М. : Просвещение, 2013. 74 с.
5. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС. Волгоград : Учитель, 2015. 65 с.

PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT, SPIRITUAL FORMATION AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS MULTI-SPORT CLASS PHYSICAL EDUCATION LESSONS AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2018

Melnikova L.Y.,
physical education teacher
state budgetary educational institution Samara region secondary school № 10 " educational center LIK» the city district of Samara region, Otradny (Russia)

Abstract: This article describes the innovative experience of creating multi-profile sports classes in secondary school for the purpose of physical self-improvement, spiritual formation and social adaptation of the younger generation. Forms and means of formation of culture of health of the student in a versatile sports class of comprehensive school on the basis of spiritual and moral, physical, labor and aesthetic development of the personality are shown.
Keywords: health value; modern priorities; health care; spiritual development; self-government, family and school.