sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796.088

ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2018

Некрасова Е.В.,
учитель физической культуры
МБУ «Лицей №76» им. В.Н. Полякова, г. Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье автор показывает, что разработанный комплекс гимнастики «Цигун», способствует повышению координационных способностей у слабослышащих школьников 9–12 лет.
Ключевые слова: слабослышащие; гимнастика «Цигун»; координационные способности; физическое воспитание.

Считается, что около 10% населения планеты имеют нарушения слуха, а пятьсот миллионов человек имеют заболевания уха или глухоту. В России около 90 000 глухонемых. Только за последний год в Самарской области было выявлено 923 ребенка с понижением слуха, а общее количество таких детей в Самарской области составляет около 124 000 человек.
Дети, имеющие проблемы со слухом, во многом отличаются от слышащих детей: у них отмечается соматическая слабость, отставание в моторном, физическом развитии, имеются нарушения координации движений. В ходьбе они широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедленны в движениях. В беге отмечаются боковые раскачивания, раскоординация движений, неустойчивость и непрямолинейность.
Правильно подобранные средства физического воспитания способствуют компенсации не только физического развития, но также помогают улучшить двигательные способности, в том числе и координацию движений [1–6].
Координационная способность рассматривается как один из компонентов решения двигательных задач. Если координационные способности развиты, то формируется база для успешного овладения двигательными навыками. Они влияют на темп, вид и способ усвоения техники различных движений, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Поэтому необходимо формировать координационные способности у слабослышащих школьников для подготовки их к жизни, труду, социализации в обществе. Они будут способствовать эффективному выполнению бытовых операций и улучшению психологических процессов.
Цель исследования: оценка эффективности гимнастики «Цигун» для развития координационных способностей у слабослышащих школьников 9–12 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику применения гимнастики «Цигун» для развития координационных способностей у слабослышащих школьников.
3. Оценить влияние гимнастики «Цигун» на развитие координационных способностей у слабослышащих школьников.
Объект исследования: учебный процесс, направленный на повышение координационных способностей у слабослышащих школьников 9–12 лет средствами гимнастики «Цигун».
Предмет исследования: методика применения гимнастики «Цигун» для развития координационных способностей детей 9–12 лет с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение специального комплекса гимнастики «Цигун» в адаптивную физическую культуру, будет способствовать развитию координационных способностей школьников 9–12 лет, имеющих нарушения слуха.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение,тестирование физических качеств, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Были сформированы две группы. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с учебной программой, а в экспериментальную группу были добавлены комплексы гимнастики «Цигун». В них входят:
1. Комплекс упражнений для каждой тренировки, выполняемый в начале разминки. Продолжительность выполнения – 7–10 минут.
2. Основной комплекс «Цигун», выполняемый в отдельный день. Продолжительность выполнения – 30–40 минут.
3. Упражнения гимнастики «Цигун» для развития координационных способностей.
В эксперименте приняли участие 14 учеников. Использовались следующие тесты:
1) опускание палки;
2) повороты на гимнастической скамейке;
3) стойка на одной ноге;
4) упор присев – упор лёжа;
5) челночный бег 3х10 м;
6) три кувырка вперед;
7) перешагивание через гимнастическую палку.
Педагогический эксперимент продолжался 3 месяца, полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты оценки координационных способностей у слабослышащих школьников 9–12 лет (М±m)

Показатели

В начале исследования

В конце исследования

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1. Опускание гимнастической

палки

(см.)

34,43 ± 1,76

34,43 ± 2,48

31,71 ± 2,14*

27,86 ± 2,31**##

2. Повороты на гимнастической скамейке

(кол-во)

5 ± 0,25

4 ± 0,17

5 ± 0,18

6 ± 0,28*##

3. Стойка на одной ноге

(сек.)

19,14 ± 1,96

21,14 ± 3,72

24 ± 2,16**

33 ± 2,81**#

4. Упор присев, упор лежа

(баллы)

4 ± 0,42

3,5 ± 1,95

4 ± 0,25*

5 ± 0,26**##

5. Челночный бег 3×10

(сек.)

3,8 ± 0,08

3,67 ± 0,15

3,66 ± 0,06

3,17 ± 0,12**##

6. Три кувырка вперёд

(сек.)

6,51 ± 0,17

6,44 ± 0,24

6,37 ± 0,16

5,64 ± 0,15**##

7.Перешагивание через гимнастическую палку

(сек.)

47,57 ± 1,31

47,84 ± 1,33

47,44 ± 0,83

45,68 ± 1,18**#

* - p< 0,05; ** - p < 0,01 - достоверность отличий в сравнении с началом эксперимента;
# - p< 0,05; ## - p< 0,01 - достоверность отличий между экспериментальной и контрольной группами.

В начале эксперимента различий в значениях показателей в экспериментальной и контрольной группах не обнаружено.
В конце эксперимента исследуемые нами показатели координационных способностей у слабослышащих школьников, указывают на положительную динамику как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Достоверное улучшение теста опускания гимнастической палки в сравнении с началом эксперимента наблюдалось как в контрольной (p<0,05) так и экспериментальной (р<0,01) группах, однако в экспериментальной группе улучшение значения теста было достоверно (р<0,01) и в сравнении с контрольной группой.
В конце эксперимента достоверное улучшение теста повороты на гимнастической скамейке происходило только в экспериментальной группе как в сравнении с началом эксперимента (p<0,05) так и в сравнении с контролем (р<0,01).
Достоверное (р<0,01)улучшение теста стойка на одной ноге происходило в конце эксперимента в сравнении с его началом у лиц обеих групп. В экспериментальной группе достоверное (p<0,05) улучшение значение показателя было и в сравнении с контролем.
Улучшение теста упор присев, упор лежа происходило в конце эксперимента в обеих группах (p<0,05; p<0,01). В экспериментальной группе достоверное (p<0,01) улучшение значение показателя было и в сравнении с контролем.
Достоверное улучшение значений тестов: челночный бег 3×10, три кувырка вперед и перешагивание через гимнастическую палку в конце эксперимента происходило только у лиц экспериментальной группы как в сравнении с началом эксперимента, так и в сравнении с контролем.
Таким образом, все показатели координационных способностей у лиц экспериментальной группы в конце исследования находятся на более высоком и статистически достоверном уровне, в сравнении с лицами контрольной группы. Следовательно, комплекс гимнастики «Цигун», способствует повышению координационных способностей у слабослышащих школьников 9–12 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богачихин М.М. Внутренние практики в буддизме и даосизме (Секретные методы) FB2. М. : Ганга, 2010. 148 с.
2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М. : Советский спорт, 2007. 448 с.
3. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М. : ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
4. Мансуров М.А. Тайцзицигун. Энергия рода. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 288 с.
5. Правдина Н.Б. Чудесные практики исцеления. М. :ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. 160 с.
6. Смирнов А.В. Русский Цигун. Верная тропа к здоровью. СПб : Издательство «ДИЛЯ», 2007. 256 с.

THE USE OF QIGONG EXERCISES FOR DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF HEARING-IMPAIRED PUPILS

© 2018

Nekrasova E.V.,
рhysical education teacher
MBOU "School №76" for them. V.N. Polyakova,Togliatti (Russia)

Abstract: In the article the author shows that the developed complex of gymnastics "Qigong" contributes to the improvement of coordination abilities in hard of hearing students 9-12 years.
Keywords: hearing impaired; gymnastics "Qigong"; coordination abilities; physical education.