sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796/799

ИГРОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© 2018

Немцева C.В.,
учитель физической культуры
 МБОУ «Школа №166», Самара (Россия)

Аннотация: В статье говорится о проблеме формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы посредством игрового метода. В работе делается акцент на формирование коммуникативности младших школьников через использование подвижных игр. Приведены авторские разработки нескольких подвижных игр, которые могут быть использованы в работе педагогов, педагогов социальных педагогов и педагогов- психологов учреждения образования.
Ключевые слова: коммуникация; общение; игра; игровой метод; младший школьный возраст; коммуникативные навыки; игровое взаимодействие; уровень взаимодействия; подвижная игра.

Проблема формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста сегодня не решена, несмотря на большое количество исследований в данной области.
Актуальность исследования коммуникативности младших школьников подтверждается еще и тем фактом, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит формирование личности. От умения ребёнка устанавливать контакты и общаться с окружающими будет зависеть вся его жизнь в будущем, учебная и трудовая деятельность, уровень личностной успешности и удовлетворённости. Именно в период младшего школьного возраста ребёнок должен научиться брать на себя ответственность за свое поведение, не перекладывая её на других, уметь правильно организовать общение, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Игра – это реальная жизнь и реальный социальный опыт формирования коммуникативной культуры ребёнка, его интеграции в мире сверстников. В игре существенно перестраивается поведение ребенка – оно характеризуется произвольностью, осуществляется с опорой на образцы и контролируется  путем сопоставления с этим образцом [1, с. 48].
Игра участвует в формировании коллектива младших школьников, помогает формировать самостоятельность и корректировать поведенческие нарушения учащихся.
Игра влияет на процесс психического развития школьников и участвует в формировании коммуникативных способностей ребёнка.
Игровой метод в педагогике − это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил) [2, с. 13].
Педагогу необходимо постоянно побуждать детей к общению друг с другом и обучать умению комментировать свои действия, что помогает закреплению и развитию речевых навыков, формированию коммуникативной культуры ребёнка.
Понятие «коммуникативные умения» связано с такими понятиями, как «коммуникация» и «умения».
Коммуникация − это взаимодействие между людьми, в процессе которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании друг друга [3, с. 97].
Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Современная педагогика определяет коммуникативные умения как систему приемов, обеспечивающих готовность, желание и способность ребёнка сознательно, самостоятельно, качественно и своевременно взаимодействовать вступать во взаимодействие с другими людьми, используя вербальные и невербальные средства.
Не вызывает сомнений тот факт, что чем многостороннее и насыщеннее взаимодействия младших школьников в ученическом коллективе, тем активнее и эффективнее проходит процесс социализации учащихся и формирование их коммуникативной культуры.
Взаимодействие детей разворачивается в трёх плоскостях: информационной, деятельностной и эмоциональной.
На информационном уровне происходит обмен информацией между детьми, через которую строится детская коммуникация. Нахождение в общем проблемном поле, совместный поиск решений, анализ, прогнозирование и планирование будущих действий позволяет формировать ряд коммуникативных навыков.
Деятельностный уровень детской коллективной коммуникации – это разнообразное сотрудничество детей в разнообразных видах коллективного взаимодействия, деятельности по интересам. Проявляется и осуществляется в разработке и практическом воплощении совместных проектов, в вариативности действий, направленных на достижение общих целей.
Эмоциональный уровень коммуникации демонстрирует преобладающее эмоциональное состояние учащихся, их совместные переживания, симпатии и антипатии друг к другу, мотивацию поступков и уровень притязаний личности [4, с. 30].
Младшие школьники очень активны и познают жизнь через свою активность. Игровой метод имеет множество вариантов и возможностей использования в педагогике. На мой взгляд, самыми востребованными для детей младшего школьного возраста из всех коммуникативных игр являются подвижные игры, применение которых очень широко.
Подвижная игра − это самое доступное, зрелищное, эмоциональное, не требующее долгой подготовки средство, подходящее для любого возраста.
В моей практике работы завоевали популярность у детей младшего школьного возраста такие игры, как «Шустрая сороконожка» и «Эй, там, на мостике». Цель данных игр: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания, моторной ловкости.
В первой игре количество участников не ограничено, но должно быть не меньше шести человек. Дети становятся друг за другом, положив руки на плечи игрока, стоящего впереди. Первый игрок является ведущим и направляет движение сороконожки. Педагог регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Далее игра усложняется использованием различных интересных коллективных движений и действий. Игра проводится пока сохраняется внимание и поддерживается порядок среди играющих. Педагог следит, чтобы как можно большее количество детей попробовали себя в роли ведущего и продемонстрировали разнообразные задания и упражнения.
В коммуникативной подвижной игре «Эй, там, на мостике» участникам предлагается задание пройти по мостику через пропасть. На полу или на земле педагог чертит мостик − полоску шириной 30-40 см. По условию задания по «мостику» с двух сторон навстречу друг другу одновременно идут двое детей, иначе мостик перевернется. Играющие должны выполнять главное условие: нельзя переступать черту, иначе игрок считается упавшим в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Все участники игры активно болеют за играющих. Перед началом движения участники договариваются о темпе движения, о синхронности, а при встрече на середине мостика – о способах аккуратно поменяться местами и дойти до конца, не упав в пропасть.
Эти достаточно простые для организации и проведения игры на самом деле очень тонко и эффективно сближают детей, стимулируют формирование детского коллектива, повышают детскую популярность в группе, корректируют поведенческие нарушения.
Итак, можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте формирование коммуникативной культуры лучше всего происходит в игре. В игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Игровое взаимодействие младших школьников помогает им самоутверждаться в детском коллективе, развивает настойчивость и стремление к успеху. Особое значение имеют, на наш взгляд, подвижные игры, которые дарят радость движения и несут в себе целый спектр возможностей в формировании личности ребенка и его коммуникативных качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щипицина Л.М. Воронова А.П., Пилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми. СПб. : Издательский центр «Академия», 2000. 399 с.
2. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. 2000. № 11. С. 12−16.
3. Коджаспирова Т.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М. : Академия, 2003. 176 с.
4. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. 2008. № 7. С. 29−32.

THE GAME METHOD AS MEANS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PUPILS IN THE JUNIOR SCHOOL AGE

© 2018

Nemtseva C.V.,
teacher of physical culture
MBOU "School № 166", Samara (Russia)

Abstract: The article deals with the problem of formation of communication skills of primary school students through the game method. The paper focuses on the formation of communication skills of younger students through the use of outdoor games. Author's developments of several mobile games which can be used in work of teachers, teachers of social and teachers psychologists of educational institution are resulted.
Keywords: communication; communication game; game method; primary school age; communication skills; game interaction; level of interaction; mobile game.