sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

© 2018

Новикова И.В.,
к.с.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», Саратов (Россия)

Аннотация: Физическая культура личности в современном обществе выступает социально значимым качеством, необходимым для формирования и развития собственного здоровья. В статье представлены результаты социологического исследования по проблемам детского спорта и опыт Саратовской области по организации эффективного процесса формирования физической культуры личности взрослых и детей.
Ключевые слова: физическая культура личности; воспитание; социализация; детский спорт; лонгмоб.

Стратегия развития современного образования в области физической культуры и спорта направлена на формирование социально значимого качества – физической культуры личности [1–4]. Наличие данного качества в структуре личности человека показывает его нацеленность на развитие собственного здоровья и навыков для ведения здорового образа жизни.
Семья – это первый социальный институт, который оказывает влияние на формирование личности растущего человека. Поэтому приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом начинается именно с семьи.
Далее важна роль образовательной организации, которая предусматривает в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования включение родителей в разработку и реализацию образовательной программы школы.
Важным направлением программы воспитания и социализации обучающихся выступает формирование культуры безопасного и здорового образа жизни, в том числе посредством организации совместной физкультурно-спортивной деятельности детей и взрослых. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» задает стандарт необходимого уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации для полноценной и творческой жизнедеятельности в условиях современного общества.
Для достижения уровня параметров физической подготовленности необходим поиск наиболее эффективных средств физической культуры и спорта. Основу физкультурной деятельности составляют базовые виды спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание), входящие в учебные программы по физической культуре. Но также сегодня образовательные организации активно используют современные инновационные программы, основанные на таких видах спорта как бадминтон, мини-футбол, регби, гандбол, настольный теннис, фигурное катание, гольф и другие, что способствует повышению вариативности и разнообразия средств.
Реализация Конвенции о правах ребенка на территории Российской Федерации оказывает соответствующее влияние на развитие государственной политики в интересах детей, что способствует участию молодого поколения в жизни общества в соответствии с возрастом и степенью социальной зрелости. Поэтому сегодня востребованы результаты исследований, мнения детей по различным актуальным вопросам жизнедеятельности, в том числе в области физической культуры и спорта.
Социологическое исследование по проблемам детского спорта, проведенное в 2010 году среди подростков, проживающих в Саратове, помогло выявить отношение подростков к занятиям физической культурой и спортом. Использовались методы анкетирования и фокус-группы (групповое интервью). Вопросы анкеты касались спорта как средства организации досуга, общения, удовлетворения своих желаний и возможностей, достижения и демонстрации успеха. Результаты проведенного исследования помогли в выборе стратегии инновационной деятельности по формированию физической культуры личности участников образовательных отношений.
Анализ результатов анкетирования показал, что на процесс организации своего свободного времени подростками, проживающими в центральных районах города, наибольшее влияние оказывают родители и друзья. Тогда как подросткам периферийных районов города, большая поддержка оказывается со стороны бабушек, дедушек, сестер, братьев, друзей, педагогов и тренеров. Третья часть подростков выбирают самостоятельные стратегии при организации своего свободного времени (таблица 1). Респонденты, которым оказывается помощь в организации своего свободного времени, также выбирают занятия спортом в качестве досуговой деятельности.

Таблица 1

Укажи, кто помогает тебе в организации твоего свободного времени

Ответ респондентов

%

Никто не помогает

28,8

Помогают родственники и друзья

67,7

Затруднились ответить

3,5

Респонденты, которым оказывается помощь в организации своего свободного времени, также выбирают занятия спортом в качестве досуговой деятельности. Из них большинству респондентов, проживающих в центральных районах города, поддержка оказывается со стороны матерей и отцов (таблица 2).

Таблица 2

Испытываешь ли ты чувство удовлетворенности после тренировочного занятия?

Ответ респондентов, занимающихся спортом

%

Испытываю удовлетворенность после тренировочного занятия

95,6

Из них – респонденты мужского пола

74,8

Из них – респонденты женского пола

52,8

Респондентов-мальчиков, указавших на помощь отцов, в два раза больше, чем респондентов-девочек. Таким образом, на вхождение подростка в структуру социальных отношений посредством спортивной деятельности большее влияние оказывает семья, родственники, а затем уже друзья, сверстники, взрослые люди, средства массовой информации.
В основном почти все респонденты, занимающиеся спортом, отметили, что испытывают удовлетворенность после тренировочного занятия (95,6%). Но больше отметили это респонденты мужского пола (74,8%) по сравнению с респондентами женского пола (52,8%).
Респонденты, испытывающие неудовлетворенность, указали следующие причины: трудность поставленных задач, однообразие физической деятельности, обстановка, отсутствие результата деятельности, организация занятий, не нравится тренер, непонимание смысла выполняемых заданий, плохие отношения в команде.
При выборе занятий каким-либо видом спорта респонденты отдают предпочтение командным игровым видам (футбол, дворовый футбол, баскетбол, волейбол). Значительная часть респондентов (90,4%) считают, что занятия игровыми видами спорта помогают человеку лучше подготовиться к различным жизненным ситуациям. Респонденты мотивируют занятия спортом потребностью в движении, в саморазвитии, в достижении успеха, в общении. На стратегии выбора вида спорта наибольшее влияние оказывают отцы и друзья респондентов.
В целом, большинство респондентов выразили положительное отношение к занятиям спортом (таблица 3).

Таблица 3

Укажи, какую из перечисленных человеческих потребностей, на твой взгляд, спорт удовлетворяет в большей степени

Ответ респондентов

%

Спорт укрепляет здоровье человека

80,7

Спорт помогает формированию характера

56,9

Спорт помогает взаимодействовать с другими людьми

44,9

Спорт учит человека добиваться своих целей

73,5

Спорт способствует гармоничному развитию личности

36,6

Одним из стратегических направлений в развитии физической культуры и спорта выступает развитие школьных спортивных клубов. На базе общеобразовательных организаций Саратовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации функционирует 291 школьный спортивный клуб. Большинство из них созданы как общественные организации. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность в целях вовлечения обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, формирования ценностного отношения к своему здоровью, проведения активного и интересного досуга, улучшения показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности.
Эффективность деятельности школьного спортивного клуба обеспечивается разнообразием его состава. Здесь также важна роль родителей и особенно отцов, которые выступают организаторами, участниками, консультантами, помощниками различных физкультурно-спортивных мероприятий. Особенно родители, имеющие опыт профессиональной физкультурной и спортивной деятельности.
С 2016 года в Саратовской области осуществляется внедрение Всероссийского проекта «Самбо в школу». В региональном семинара в 2018 году по теме «Организационно-методическое сопровождение внедрения Всероссийского инновационного проекта «Самбо в школу» в образовательный процесс по физической культуре» активно задействованы родители обучающихся. В программе семинара представлен опыт общеобразовательных организаций Краснокутского района в организации преемственности занятий самбо в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также продемонстрированы элементы боевого самбо, используемые в различных профессиях, что вызвало большой интерес у родительской общественности.
В образовательных организациях области активно внедряется такой вид спорта, как бадминтон. Большая пропагандистская и организационная работа, а также научно-методическое сопровождение проводится Федерацией бадминтона Саратовской области и Саратовским областным институтом развития образования. Бадминтон реализуется в общеобразовательных организациях в рамках урочной (3 час физической культуры), внеурочной деятельности и дополнительного образования. В настоящее время в 7 дошкольных образовательных организациях апробируется парциальная программа с элементами бадминтона в рамках реализации программы региональной инновационной площадки.
Одной из перспективных форм привлечения детей дошкольного возраста к занятиям бадминтоном является семейный клуб. Деятельность семейных клубов по бадминтону осуществляется на базе Саратовской областной спортивной детской юношеской школы олимпийского резерва «Олимпийские ракетки». Совместная деятельность и общие интересы сплачивают семью, помогают ей преодолевать трудности и невзгоды. В тех случаях, когда совместная деятельность сопровождается положительными эмоциями, она служит снятию конфликтов, улучшению эмоциональных отношений в семье.
Ещё одним актуальным направлением в развитии физической культуры и спорта является реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). ВФСК ГТО объединил различные возрастные группы населения от 6 до 70 лет и старше.
В целях популяризации идей здорового образа жизни, ВФСК ГТО, обеспечения положительной динамики зарегистрированных на официальном сайте и участвующих в выполнении испытаний (тестов) ВФСК ГТО на территории Саратовской области с 1 февраля по 15 мая 2018 года проведен региональный Лонгмоб (заранее оговоренные в интернет-среде действия, которые каждый желающий может совершать в удобное для него время и в удобном месте). Лонгмоб подразумевает активное включение педагогов, обучающихся, родителей/лиц их заменяющих, в популяризацию идей здорового образа жизни и ВФСК ГТО в интернет-среде. В рамках Лонгмоба проведено более 600 мероприятий, в которых задействовано более 67311 участников в возрасте от 2 до 70 лет.
В 2017 и 2018 годах Саратовская область приняла активное участие во Всероссийском конкурсе региональных органов управления образованием «ГТО всей семьей», который проводился Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Саратовская область вошла в список 10 субъектов, показавших лучшие практики вовлечения семей с детьми к выполнению нормативов ВФСК ГТО в Российской Федерации.
В современной ситуации информационного общества, негативных тенденций здоровья населения, особенно детей, подростков и молодежи,  перспективной формой образования выступает совместная деятельность. Образовательным организациям необходимо использовать и популяризировать успешные практики по организации совместной физкультурно-спортивной деятельности, развивая уровень физической культуры личности детей и взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новикова И.В. Дворовый футбол: фактор формирования социального капитала подростков в условиях современного города / LAP Lambert Academic Publishing/ Saarbrucken, 2012. 145 с.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/.
4. Ефимова Е.Ю., Заступенко Г.Ф. Иванова Н.А., Королёв В.В., Крапивина Н.Ю., Преображенская Е.В., Романова И.В., Румянцев А.А., Черняева Т.Н. // Формирование и развитие готовности участников образовательных отношений к деятельности по популяризации здорового образа жизни, идей ВФСК ГТО // Сборник лучших региональных, направленных на решение задач информирования, мотивации и стимулирования обучающихся к ведению здорового образа жизни, участию в мероприятиях комплекса ГТО: Электронный сборник материалов Всероссийского конкурса проектов, направленных на решение задач информирования, мотивации и стимулирования обучающихся к ведению здорового образа жизни. Москва : Изд. «Национальный институт инноваций». 2018 [Электронный ресурс] URL: http://gtotutor.ru/images/assets/2018/sbornik_proectov_2018.pdf.

THE FORMATION OF PERSONALITY PHYSICAL CULTURE BY ORGANISING JOINT SPORTS ACTIVITIES FOR CHILDREN AND ADULTS

© 2018

Novikova I.V.,
head of the Department of theory and methods of physical culture,
technology and mathematics, Ph. D., associate Professor state Autonomous institution of additional professional education "Saratov regional Institute of education development", Saratov, Russia

Abstract: Physical culture of the individual in modern society is a socially significant quality necessary for the formation and development of their own health. The article presents the results of sociological researches on problems of children's sport and the experience of the Saratov region on the organization of effective process of formation of physical culture of personality of adults and children.  
Keywords: physical culture of personality; upbringing; socialization; children's sports; Longman.