sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796/799

КОМПЛЕКС ГТО: МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2018

Салимова Д.К.,
учитель физической культуры
МБОУ «Основная общеобразовательная школа х. Тараховка Перелюбского муниципального района Саратовской области, г. Саратов (Россия)

Аннотация: Применение игровых технологий на уроках физической культуры – важнейший способ повышения физической подготовленности обучающихся к сдаче норм ГТО. Игровые технологии в учебном процессе заметно повышают интерес к учебному предмету. Внедрение и реализация нормативов комплекса ГТО в общеобразовательных школах посредством подвижных игр – залог благоприятного повышения общей физической подготовленности школьников и улучшения здоровья населения России.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; нормы ГТО; игровые технологии; принципы игровой технологии; физические способности детей.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 марта 2014 года в Российской Федерации вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [1; 2]. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) введен для решения проблемы – продвижение ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья. Массовый спорт должен развиваться и быть более доступным не только для детей, но и людей разного возраста и состояния здоровья, на что и направлена инициатива по возрождению ГТО, которые мы включили в учебные занятия. Актуальность комплекса ГТО в современной школе очевидна.
Изучив проект Комплекса при подготовке к обсуждению на районном методическом объединении учителей физической культуры, я пришла к выводу, что, в принципе, педагоги и не уходили от нормативов ГТО. Учителя физической культуры нашего района использовали их при тестировании в начале и в конце учебного года для выявления уровня физической подготовленности обучающихся, также при проведении различных спортивных состязаний.
С 2015–2016 года учебный процесс по физической культуре в школах района строится на основе комплекса ГТО. Урок физической культуры – важный этап при подготовке школьников к выполнению норм ГТО. Поэтому перед учителем физической культуры стоит задача подготовить в результате занятий физическими упражнениями максимальное число учащихся, которые смогли бы выполнить все нормативные показатели требований физической подготовленности комплекса ГТО для награждения бронзовым, серебряным, золотым знаком. Решать данную задачу учителям приходится путём максимального использования возможностей, которые заложены в уроках физической культуры.
С введением нового образовательного стандарта и третьего урока физической культуры в учебный план образовательной деятельности школы рекомендуется внедрять подвижные игры для подготовки детей к сдаче норм почти по всем испытаниям комплекса ГТО. Считаю, что подвижные игры на уроках физической культуры – один из результативных методов повышения физической подготовленности обучающихся.
Применение игровых технологий в учебном процессе заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игра является основным видом деятельности в школе на уроках физической культуры. Кроме того, что игры используют в каждом разделе программного материала, ещё подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе, что говорит об их важности.
Каждому возрасту соответствует свой набор игр. Они направлены на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий. Подвижные игры – это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений, способствующих подготовке к сдаче норм ГТО.
В своей деятельности я соблюдаю принципы игровой технологии.
– Принцип постепенности – от простого к сложному. Я показываю, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов. Начинаю с игры с простыми правилами, облегчёнными мячами и постепенно усложняю правила игры.
– Принцип наглядности – суть этого принципа состоит в том, что на своих уроках, использую показ и различные наглядные пособия, стараюсь создать ясное представление об изучаемом материале, помогаю более отчетливо понять его.
– Принцип доступности – это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.
– Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка.
Игровые технологии использую для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений.
На своих уроках по подготовке к сдаче норм ГТО использую следующие средства:
– по бегу на короткие дистанции и кроссу применяю игры: перебежки и салки («Третий лишний», «День и ночь», «Пустое место» и др.), а также разнообразные эстафеты с бегом «Вызов номеров», «Переправа», круговая эстафета и др.) [3];
– игры с метаниями («Снайперы», «Перестрелка» и др.) полезно применять для овладения занимающихся навыками метания теннисного мяча на дальность.
– игры с элементами силовой борьбы: («Бой петухов», «Перетягивание через черту» и др.) полезно для обучающихся к выполнению силовых норм ГТО (лазание по канату, отжимание и подтягивание на перекладине [4].
В процессе выбора игр стараюсь подбирать игры, в которые входят движения, сходные по структуре движений с элементами техники, характерными для видов спорта, входящих в комплекс ГТО, которые также должны способствовать развитию физических способностей детей:
– прыжки в длину с места толчком двумя ногами развивают мышцы ног;
– подтягивания из виса лежа на низкой перекладине развивают мышцы рук, брюшного пресса и спины;
– подтягивания из виса на высокой перекладине развивают мышцы рук и плечевого пояса;
– сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу развивают мышцы рук, спины и брюшного пресса;
– поднимания туловища из положения лежа на спине развивают мышцы спины, ног и брюшного пресса.
Методические требования к организации игр с целью подготовки школьников к сдаче норм ГТО:
– игры с включением элементов техники применяются в том случае, если этим элементы предварительно разучены;
– расстояния в играх-эстафетах должны соответствовать нормам комплекса или немного превышать их;
– необходимо добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились участниками в процессе игр-эстафет;
– при подведении итогов игр главным фактором следует считать приближенность к нормам ГТО.
Проводимые мною уроки «ГТО в игровой форме», где в соревновательно-игровом формате проходит ознакомление с правилами сдачи нескольких тестов ГТО, направлены на усовершенствование физических качеств для успешной сдачи предложенных испытаний. Благодаря такому подходу основные задачи урока: развитие физических качеств, укрепление здоровья и ознакомление с условиями сдачи комплекса ГТО – решаются в более комфортной для учеников обстановке, где есть место азарту и самовыражению.
Внедрение и реализация нормативов комплекса ГТО в общеобразовательных школах – залог благоприятного повышения общей физической подготовленности школьников и улучшения здоровья населения России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11 июня 2014 г. № 540.
2. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1.
3. Гуревич И.А. Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию. М., 1994. 350 с.
4. Поволяева Л.В. Подвижные игры как средство физического воспитания // Сайт-портфолио учителя физической культуры Поваляевой Людмилы Викторовны [Электронный ресурс] URL: http://fizkultura.ucoz.es/index/0–19.

THE COMPLEX TRP: METHODS AND WAYS TO IMPROVE PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

© 2018

Salimova D.K.,
physical education teacher
MBOU "secondary school H. Terehovka Perelyubskiy municipal district of Saratov region, Saratov (Russia)

Abstract: The use of gaming technology in physical education lessons-the most important way to improve the physical fitness of students to pass the norms of TRP. Game technologies in the educational process significantly increase interest in the subject. The introduction and implementation of the standards of the TRP complex in secondary schools through mobile games - the key to a favorable increase in the overall physical fitness of students and improve the health of the population of Russia.
Keywords: all-Russian sports complex "Ready for work and defense"; GTO norms; game technologies; principles of game technology; physical abilities of children.