sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 374.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2018

Сергачев Н.A.,
методист
структурное подразделение «Детско-юношеская спортивная школа» ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье м.р.  Приволжский Самарской области (Россия)

Аннотация: Статья посвящена разработке стратегии использования информационных технологий в сфере образования. Быть успешным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится и к тренерам-преподавателям. Ведь не секрет, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически. Однако до настоящего времени не разработана педагогическая концепция подготовки указанных специалистов в условиях использования современных информационных технологий, требующих внесения значительных коррективов в физкультурное образование с тем, чтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения.
Ключевые слова: информационные технологии; учебно-тренировочный процесс; информационно тематический комплекс; компьютерная программа.

Целью работы является обоснование возможностей использования информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах. Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в тренировочный процесс, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных, в первую очередь, на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных, а точнее информационно-коммуникационных, технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [1; 2; 3; 4].
1. Психолого-педагогические условия применения информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах.
Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащегося.
Управление тренировочным процессом включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности спортсмена и контроль, за этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, то есть на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь, организация определенной деятельности требует и определенной формы контроля, и конкретного способа регистрации этой деятельности. Возможны сочетания этих процессов и переходы от одного к другому.
2. Возможности использования информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах.
Информационные технологии давно нашли широкое применение в тренировочном процессе современной спортивной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования информационных  технологий в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных спортсменов, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод – и не имеют широкого распространения в школьной практике. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями использования информационных технологий в физической культуре спортивной школы являются: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение и контроль теоретических знаний обучающихся; контроль физического развития и подготовленности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютеризированных тренажерных комплексов на базе персональных компьютеров.
В настоящее время разработаны и внедрены в тренировочный процесс спортивных школ обучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, баскетболу, программы, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме учащихся.
Конечно, информационные технологии значительно расширяют возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить спортсмена в положение участника соревнований).
Мыслительная деятельность обучающихся на тренировках с использованием информационных технологий способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.
По-другому строится и планирование тренировки: тренер специально продумывает отдельные элементы занятия, в которых использует информационные технологии, предусматривает интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, разрабатывает способы управления познавательной деятельностью спортсменов в ходе занятия.
В ходе всего тренировочного процесса в учебно-тренировочной группе можно выделить несколько этапов освоения обучающимися спортивно-информационных умений и навыков.
На начальных этапах занятий в спортивной школе (группы начальной подготовки) закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар, ведение, блокирование и подача мяча и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. Важно, что для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии не требуются усилия для какого-либо переучивания.
Применение информационных технологий возможно на всех этапах обучения. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется тренировочный процесс, а сам материал «объясняет» компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста обучающийся получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает тренировку более содержательной и увлекательной.
На стадии закрепления знаний информационные технологии позволяют решить проблему традиционного занятия – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
На этапе повторения в компьютерном варианте обучающиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все участники. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется тренером.
Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.
Таким образом, применение информационных технологий обучения в учебно-тренировочном процессе позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы спортсменов, сохраняя тем самым учебные часы для занятий непосредственно физическими упражнениями.
Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный сначала технологической стороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических  аспектов.
Рассмотрим примеры некоторых информационных тематических комплексов, разработанных для проведения учебно-тренировочного процесса в учебно-тренировочных группах.
Комплекс «Атлетическая подготовка».
ИТК содержит следующие разработки по использованию атлетической подготовки в тренировочном и вне тренировочного процессах:
1. Печатные методические рекомендации: «Организация и методика проведения занятий физическими упражнениями с использованием тренажерных средств», «Методика занятий атлетизмом».
2. Учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале».
3. Обучающая компьютерная программа (КП) «Атлет».
Обучающая компьютерная программа «Атлет» разработана по принципу сетевого представления материала (система гипертекста).
Программа не имеет модели данных, которая бы служила каркасом для хранения информации, то есть отсутствует жесткий алгоритм прокручивания текста. Ученик или учитель, работая с этой программой, устанавливает те связи, ту последовательность, которую считает необходимой, что позволяет максимально использовать индивидуальный подход в обучении. Программа разработана по 4 уровням, что облегчает ориентацию при работе с нею, но в то же время позволяет обучаемому выбрать желаемый лично для него уровень получения знаний.
Программа включает как плоскостную мультипликацию (рисунок 1), так и экраны с роликами видеомультипликации.

16

Рисунок 1. Экран КП «Атлет», раздел – мышцы.

Оценка усвоения теоретического материала позволяет занимающемуся или тренеру выявить степень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическая подготовка» в процентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах на контрольные вопросы).
В разделе «Рекомендуемая литература» учащийся, выбрав интересующее его издание, может прочитать аннотацию и познакомиться с оглавлением выбранной книги.
КП позволяет быстро и качественно проводить соревнования. Организация и проведение мини-соревнований, безусловно, хороший стимул для регулярного посещения занятий, проведения самостоятельных занятий, оптимизации режима питания, труда и отдыха.
Применение информационных технологий на тренировках не исчерпывается возможностью создания информационных тематических комплексов, содержащих элементы использования различных информационных технологий. Наиболее распространённым является создание тренировок – презентаций по предмету.
Безусловно, информационные технологии не заменят тренера, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом занятии нереально, да это и не нужно. Умелое использование информационных  технологий на тренировках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый тренер в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование информационной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре // Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2000.
2. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Компьютерный дистанционный курс по дисциплине «Физическая культура» // Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2000.
3. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. 1995. № 6.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. 4-е изд., стер. М., 2008. 192 с.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TRAINING PROCESS

© 2018

Sergachev N.A.,
methodologist
structural division "Children and youth sports school" SBOU school №2, Volga region, municipal district, Volga region, Samara region (Russia)

Abstract: The article is devoted to the development of a strategy for the use of information technologies in education. Being a successful person can only be a good knowledge of information technology. The integral realization of this need is impossible without the inclusion of information components in the system of training of the future specialist. This fully applies to trainers-teachers. It is no secret that today most of them are not prepared to work in the conditions of Informatization both professionally and psychologically. However until now the pedagogical concept of preparation of the specified experts in the conditions of use of the modern information technologies demanding introduction of considerable adjustments in physical education so that the expert in this field had a clear idea of where and for what purpose to use opportunities of the personal computer, what software products have to provide it how to work in the conditions of Informatization of society is not developed. In this regard, it is logical to conclude that these requirements should be reflected in the qualification characteristics of specialists, in the requirements of the state educational standards of the new generation.
Keywords: information technologies; training process; information thematic complex; computer program.