sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796/799

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© 2018

Федулов А.А.,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» пгт. Смышляевка, Самара (Россия)

Аннотация: На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у школьников. Деятельность учителя физической культуры реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное. Здоровье положительно влияет не только на общее состояние ребенка, но и на его обучение.
Ключевые слова: здоровьесбережение; здоровьесозидающее пространство; правила здорового образа жизни; здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

По данным исследований Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. На этом фоне одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников [1]. При решении озвученной задачи школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и, как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор. По оценкам специалистов, состояние здоровья учеников зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от соблюдения норм и правил здоровьесбережения в условиях школьного обучения [2].
Согласно ФГОС программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной и обеспечивает формирование в детях заинтересованного отношения к собственному здоровью [3]. Его основная цель – формирование условий для создания единого здоровьесберегающего и здоровьесозидающего пространства. Отсюда вытекающие задачи:
– разработать комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни  школьника;
– активно вовлекать детей в общешкольные мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни;
– повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.
За период своего педагогического труда я пришел к выводу, что работа по сохранению здоровья детей не может носить эпизодический характер. Она должна быть непрерывным каждодневным кропотливым трудом. Отправной точкой для меня стало изучение факторов, негативно влияющих на здоровье детей [4]. В качестве основных факторов выделяю следующие:
– неблагоприятная экология;
– неправильный режим дня;
– родители, ведущие нетрезвый образ жизни;
– отсутствие школьной гигиены;
– сокращение свободного времени;
– увеличение числа подростков, подверженных вредным привычкам;
– возрастание потока информации.
Изучив наличие данных факторов, я пришел к выводу, что большинство этих факторов имеют место быть.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Поэтому первым этапом работы в этом направлении была работа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и их родителей.
Следующий этап – знакомство ребят со школьным режимом, моделирование ситуации для индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком [5].
Свои уроки строю согласно требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения:
1. Обстановка и гигиенические условия в спортивном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса.
2. Выполнение различных упражнений полезных для здоровья учеников.
3. Количество видов подачи учебного материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.
4. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъекты действия по их получению и созиданию, то есть осуществление компетентностного подхода в обучении.
5. Место и длительность применения технических средств обучения, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке;
7. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
8. Положительный психологический климат на уроке.
9. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием и т. п.
10. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80% [6].
В связи с тем, что в современную жизнь все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся, перед педагогом возникла новая задача. Она заключается в том, чтобы снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся [7].
В связи с ухудшающимся состоянием здоровья детей, вызванным увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки в школе, роль и значение физического воспитания в профилактике переутомления существенно повышаются. Приведенные ниже физические упражнения в комплексном выполнении способствуют укреплению и развитию всего организма. Для проведения общеукрепляющей тренировки подготовка не требуется. Стоя ровно, поднять руки через стороны над головой. Опустить. Выполнить 10 повторений. Стоя ровно, руки поднять вверх, соединить ладони. Выполнить 5 разворотов влево и 5 вправо по очереди, не отрывая пятки от земли. Выпрямиться, ладони положить на бедра. Выполнить 10 выпадов, поочередно меняя ногу. Делая выпад, соединять ладони под коленом. Наклоны в стороны. Делая наклон, одна рука остается на поясе, другая движется вдоль корпуса. Выполнить 10 повторов. Повороты корпуса с разведенными в стороны руками. Сделать 5 повторений вправо и 5 влево. Имитирование ходьбы 3 минуты.
Следующий шаг – организация и реализация внеклассных мероприятий во внеурочное время.

Таблица 1.

Внеклассные мероприятия

Название мероприятий

Участники мероприятия

Проектирование

“Самара – столица спорта”

“Как сохранить зрение”

“Режим дня школьника”

“Безопасная дорога в школу”

“Опасные места в школе”

“Воздух – условие жизни на земле”

“Роль подвижных игр”

Классный руководитель, учащиеся и родители

Интегрированные мероприятия.
1. Всероссийский кросс здоровья “Кросс наций”

Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник

2. Особенности физического развития мальчиков и девочек

Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник

3. Конкурс рисунков на тему здоровья.

Классный руководитель, учащиеся, родители, учитель ИЗО

4. День Здоровья (ежемесячно)

Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник.

5. “Безопасное колесо”

Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник

6. Экологическая тропа.

Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя биологии, географии, медицинский работник

7. “Весёлые старты”

Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник

8. “Парад младших войск”

Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник

9. Олимпийский урок

Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник

10. Организация профилактических мероприятий на период эпидемии гриппа

Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник

11. Семейные спортивные праздники

Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник

Изначально моя работа была направлена на достижение следующих результатов:
– полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
– дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
– дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
– дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных образовательных систем, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макаренко В.К. Культура здоровья как приоритетная задача общественного развития молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/sp/2009n2/p63–67.htm
2. Здоровый образ жизни: откуда что берется [Электронный ресурс]. URL: http://medportal.ru/budzdorova/final/1509/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт уроков физической культуры (2009) [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru
4. Основы здорового образа жизни человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.ns-sport.ru/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka-page-1.html
5. Режим дня и его соблюдение [Электронный ресурс]. URL: http://24.krkam.caduk.ru/p19aa1.html
6. Кочеткова С. В. Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции) [Электронный ресурс]. URL: http://pedportal.net (дата обращения 1.05.2016).
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1–4 классы. М. : ВАКО, 2007. 304 с.

FORMATION OF CULTURE OF HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE

© 2018

Fedulov A.A.,
the teacher of physical culture
GBOU SOSH N 1 OTS SMT. SMYSHLYAYEVKA, SAMARA (RUSSIA)

Abstract: On the basis of theoretical research the analysis on the problem of formation of culture of health and a safe way of life at school students is carried out. Activity of the teacher of physical culture is realized within the Federal state educational standard. The formation of a healthy lifestyle is carried out during training both in the classroom and after hours. Health has a positive effect not only on the General condition of the child, but also on his education.
Keywords: health saving; health creating space; rules of healthy lifestyle; health, healthy lifestyle, health culture, formation of a healthy lifestyle.