sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 77.03.05

РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

© 2018

Шидловский В.В.,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков, Самарская область (Россия)

Аннотация: В данной статье представлено описание работы в рамках предметной области «физическая культура», которая позволяет создать условия для получения качественного образования учащимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ; инклюзивное образование; образовательные технологии.

Дети с ОВЗ – одна из наиболее уязвимых категорий детей. Очень важно подготовить человека с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, сформировать уверенность в своих силах и способностях, исходя из чего цель работы с детьми с ОВЗ – создание условий на основе всесторонней педагогической поддержки для социальной адаптации и личностного развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей [1; 2].
Свою педагогическую систему работы с детьми с ОВЗ строю на целена-правленной работе по развитию индивидуальных физиологических возможностей ребенка. В свой педагогической деятельности я реализую ряд принципов, направленных на формирование личности, осознающей и реализующий свой потенциал.
Принцип «Я верю» – создание условий для преодоления психологического барьера неуспешности, вера в свои возможности.
Принцип «Я стремлюсь» – создание условий для развития ребенка в индивидуальном темпе, в зоне ближайшего развития.
Принцип «Я могу» – создание условий для осознания учащимся результативности собственной деятельности, достижения целей.
Реализацию каждого принципа обеспечивает определенный набор образовательных технологий и методов.
1. Личностно-ориентированные технологии. Для каждого ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа на основе индивидуальных физиологических особенностей. Для детей на каждую четверть разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы с постановкой целей в зоне ближайшего развития.
2. Технология дифференцированного обучения.
Для каждого учащегося с ОВЗ с учетом особенностей ребенка разрабатываются индивидуальные задания и (или) нормативы, которые позволят ребенку приобрести новые знания и умения в зоне своего ближайшего развития, почувствовать себя комфортно на уроке, что способствует повышению учебной мотивации.
Пример индивидуальных заданий:
Задания составляются так, чтобы их выполнение вызывало затруднение у ребенка, но было для него выполнимо в случае приложения усилий. Предложенные задания составлены для ребенка с легкой умственной отсталостью и нарушением крупной и мелкой моторики.
1. Задание для класса – ведение баскетбольного мяча одной рукой.
Задание для ребенка с ОВЗ – ударять мяч об пол и ловить двумя руками.
2. Задание для класса – попеременное ведение мяча двумя руками.
Задание для ребенка с ОВЗ – ударить мяч об пол, при отскоке мяча ударить по нему рукой.
3. Задание для класса – выполнять броски мяча в баскетбольное кольцо снизу двумя руками.
Задание для ребенка с ОВЗ – выполнять броски мяча в баскетбольное кольцо снизу двумя руками, кольцо размещено на гимнастической стенке на высоте 2 – 2,5 метра с расстояния 2–3 метра от кольца.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные, применение которых обеспечивает реализацию принципа «не навреди».
Реализация медико-профилактических технологий включает следующие методы и приемы: рациональная организация занятий; регулярная смена видов деятельности обучающихся; создание благоприятного психологического климата на уроке, исключение перегрузок исходя из сопутствующих заболеваний (при наличии) ребенка с ОВЗ.
Реализация физкультурно-оздоровительных технологий включает следующие методы и приемы: дыхательная гимнастика, универсальная разминка, самомассаж, развитие физических качеств с помощью комплекса специальных упражнений, доступных и (или) не имеющих противопоказаний ребенку с ОВЗ, исходя из сопутствующих заболеваний (при наличии).
4. Игровые технологии.
Подготовка сюжетных заданий, которые позволяют учебное задание превратить в игру, что не только снижает уровень тревожности ребенка, но и способствует повышению учебной мотивации.
Примеры заданий в игровой форме.
Данные игровые ситуации можно предложить как для индивидуальной работы с ребенком, так и для всего класса, корректируя сложность задания в процессе выполнения под индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей без нарушений развития. Возможно использование данных ситуаций на занятиях внеурочной деятельности.
Пример 1.
Формируемый навык – развитие координации движения, умение ходить по гимнастической скамейке сохраняя равновесие.
Игровое задание «Я – спасатель» – на одном конце гимнастической ска-мейке размещаются 3–5 игрушек животных или куклы. Ребенку учитель сообщает о том, что игрушки попали в беду, не могут перебраться через пропасть, только он – настоящий спасатель может помочь им, для этого надо перенести их по узкому мосту. Можно дополнительно использовать атрибутику, соответствующую спасателю (например, каска, значок…). Ребенок должен пройти по скамейке, взять одну игрушку, развернуться, принести ее на другой конец скамейки. Повторить действия для остальных игрушек.
Пример 2.
Формируемый навык – развитие силовых качеств, прыжки в длину.
Игровое задание «Болото с крокодилами» – обозначаются «острова» – обручи или нарисованные круги мелом на полу. Всего 5–7 островов, с постепенным увеличением расстояния между ними. Между островами размещаются игрушки крокодилов или картинки. Учитель сообщает ребенку, что ему нужно перебраться через болото, можно наступать только на острова, чтобы не попасть к крокодилу.
Пример 3.
Формируемый навык – развитие скоростных качеств, бег с изменением направления движения.
Игровое задание «Чудо пилот». На площадке расставлены конусы. Учи-тель сообщает ребенку, что он – пилот самолета, участвующего в праздничном шоу. Сейчас ему предстоит выполнить полет с трюками – фигурное вождение самолета. Он должен очень быстро пролететь по указанному маршруту.
5. Метод «самоконтроль и саморегуляция».
Навыки саморегуляции очень важны для детей с ОВЗ в повседневной жизни.
Формы работы:
1. Выполнение задания до достижения указанной цели.
2. Анализ достижения/недостижения результата.
3. Лестница моего успеха.
Примеры заданий по методу «самоконтроль и саморегуляция».
1. Выполнение задания до достижения указанной цели.
Задания составляются так, чтобы их выполнение вызывало затруднение у ребенка, но было для него выполнимо в случае приложения усилий.
Выполнять броски мячом в цель до тех пор, пока не попадешь.
Выполнять прыжки в длину с места до тех пор, пока не достигнешь отметки.
2. Анализ достижения/недостижения результата.
Продолжи фразу: «У меня получилось, потому что …»
Продолжи фразу: «У меня не получилось, потому что …»
3. Лестница моего успеха.      
Лист с лестницей успеха по формируемому навыку храниться в личной папке ребенка и может использоваться на нескольких уроках или на протяжении четверти или учебного года.
Если ребенок справляется с заданием на одной из ступенек, учитель отмечает ее звездой (рисует или наклеивает), когда все ступеньки пройдены, педагог на «Пьедестале почета» рисует кубок.
Пример листа с лестницей успеха.
Формируемый навык – сохранение равновесия на одной ноге, прыжки на одной ноге.
Лесенка составлена исходя из физиологических особенностей ребенка (мышечная гипотония, нарушение координации движения на фоне Синдрома Дауна)

19

Рисунок 1. Лист во время работы

20

Рисунок 2. Лист при достижении навыка

Каждая представленная технология или методика направлена на достижение определенных результатов, в целом обеспечивая единый комплексный результат на основе физического и личностного развития обучающегося с ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] URL:  http://standart.edu.ru/

WORK WITH STUDENTS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION IN THE DIRECTION "PHYSICAL CULTURE»

© 2018

Shidlovsky V.V.,
physical education teacher
GBOU SOSH OTS POS Poles, Samara oblast (Russia)

Abstract: This article describes the work in the framework of the subject area "physical culture", which allows to create conditions for quality education for students with disabilities in an inclusive education.
Keywords: students with disabilities; inclusive education; educational technology.